Categories:

"Лишние" танки и самолеты СССР и правильная коррупция

Широко известно, что при Сталине хорошо зарабатывающие колхозники и рабочие, постоянно собирали миллионы денег на танки и самолеты. То что рабочие и колхозники умудрялись входить в высший класс по доходам при Сталине (сейчас они при Путине, с трудом до среднего класса по доходам дотягивают, ели-ели душа в теле), не вызывает удивление, вызывает удивление другой вопрос:

Нафига собирали деньги на покупку самолетов в плановой экономике?

Зачем при плановой экономике собирать деньги и покупать танки и самолеты, ведь там и так все тщательно запланировано, вплоть до винтика?

И вообще, многие считают что деньги при плановой экономике не имеют такого значения, как при капитализме. По идее, на реальное производство танков, эти деньги никак не могли повлиять - делали сколько могли, не больше и не меньше. Никакая православная магия не выплавила-бы дополнительные несколько тысяч тонн стали. Никто из большевиков не материализовал бы дополнительные станки с рабочими.

Как делали танки, так и продолжали делать. Выглядит так, как будто просто собрали денег, разделили на расчётную стоимость танка и украсили на это количество танков духоскрепной надписью. Чисто по Вархаммерски - "За императора!".

Давайте разберемся.

Могли ли деньги на влиять производство танков в войну в СССР? Как раз деньги очень сильно влияли.

Во первых: Если рабочим за эту работу выплатить премии, они накупят жратвы и станут лучше работать. Сытый и довольный рабочий работает лучше голодного и недовольного, это вроде очевидно.

Патриотизм — патриотизмом, а кушать хочется всегда.

Во вторых: танки они давали сверхплана и почти все это шло в личный карман и это были большие деньги, за которые можно было купить реальной еды. Это как предложение поработать сверхурочно, за нормальные деньги, а не за идею с красным флажком и фломастеры. В СССР тогда все понимали, что идеями сыт не будешь, это был материалистический подход.

Это уже позже, при Брежневе пошло, что настоящий коммунист, должен быть голодным и пахать за флажок и грамоты, при Сталине к этому отношение было другое, как сказать более капиталистическое и материальное (марксистское).

Как можно собрать танк или самолет сверхплана?

На складе лежат заготовки на месяц вперед из них и можно создать сверхплановый танк.

А деньги на доп. комплектующие еще широким потоком растекутся по всем заводам. Потом в Брежневские времена это выродится в профессию при заводах- "доставальщики", которые бегали по другим заводам и министерствам и выбивали ресурсы и фонды.

Но во всей этой благостной картине есть критический изъян.

Многие вспомнят, что заводы при Сталине во время Великой Отечественной войны и так были нагружены по самую ось и работали в три смены. Лишних трудовых и станочных резервов, вроде быть не должно.

Это не так, не смотря на эти обстоятельства, резервы в сталинской экономике всегда были до войны, во время войны и после войны. Это официально признавалось большевиками и считалось за нормальное явление. Даже то, что их и пытались все время "скрыть" директора и рабочие. Боролись с этим явлением вводя "псевдокапиталистическую конкуренцию", методом повышения плана, который из года в год постепенно повышали, делая мягкую эмуляцию капитализма.

Поэтому когда либералы кричат, что в СССР чуть ли не половина предприятий не выполняло план - это для СССР было нормальным явлением. При капитализме, часть предприятий то же постоянно не выполняет план ("план продаж"). Вся разница, что при капитализме, предприятие не выполнившее план тупо разоряется, после чего всех капиталистов, директоров и рабочих оттуда выкидывают на улицу, а завод распиливают на металлом. При социализме, на улицы выкидывают только номенклатуру и ее директоров (высшее звено), а взамен их ставят пролетариев (инженеров и рабочих) с низу и так постоянно, пока методом социалистической конкуренции не подберется эффективная команда, которая сможет работать и выигрывать в "капиталистическом эмуляторе" При капитализме конкуренция между людьми идет по капиталу. То есть если у тебя больше денег, значит ты изначально прав и ты самый умный, а вот при социализме конкуренция идет по человеческим качествам, чтобы быть правым, надо быть реально умным.

То есть система по производству и подбору персонала работала как у капиталистов, но только более мягко и эффективно, так как отсутствовал экстремизм, вроде постоянной разборки разорившихся заводов.

Естественно, что у любой классовой или формирующийся классовой системы, такой порядок принципиально не может нравится, у нее ведь главнее другой принцип: чтобы номенклатурный работник, директор или капиталист всегда сидели сверху на верхушке пирамиды, а за все их ошибки должен расплачивался низовой уровень, как говорится приватизация прибылей и национализация убытков. Ведь при капитализме, топ-менеджер (или олигарх) при своей ошибке просто меняет одну корпорацию на другую, а вот рабочих увольняют и они пополняют ряды длительно безработных. Вот и выходит что у классовой системы риск за ошибки сверху минимален, а внизу очень максимален. Главное, для поддержания данного правила, не допустить активного перемешивания слоев (псевдо-классов) населения, чем как раз активно занималась номенклатура при Брежневе

Так чем являлись чемоданы денег рабочих и колхозников, которые постоянно прибывали на заводы во время войны, для плановой экономики? Это по сути была взятка, когда за нее покупали государству дополнительный танк или самолет. С начало государство к этому отнеслось отрицательно, как к бреду, но поразмыслив, вдруг поняло, что это ведь вообще-то супер идея!

В декабре 1942 Головатый повёз бидоны с мёдом за 200 километров от хутора Степной, на городской рынок Саратова, где для него соорудили отдельную палатку. За несколько дней Ферапонт Петрович собрал мешок денег (мёд был очень дорогой — 1 кг стоил 500—900 руб., а в тот год Ферапонт Головатый собрал 200 кг мёда), после чего пришёл к директору Саратовского авиазавода Израилю Соломоновичу Левину с просьбой продать ему истребитель, оцененный им в 100 тысяч рублей. Левин позвонил в Москву, в Военный Совет военно-воздушных сил Красной Армии, где получил разрешение на продажу: «Военный Совет ВВС сердечно благодарит Ф. П. Головатого за его патриотический почин. Деньги просим внести в госбанк, в фонд обороны. Копию квитанции вручить военпреду завода, выделить один из облётанных самолётов Як-1, написав на фюзеляже то, что просит колхозник».

Некоторые начнут придирается к деталям, якобы покупка самолета Головатовым не была в действительности, так как система перевода денег была запутана и не шла напрямую на завод, а через разные фонды и т.д.. Можно вспомнить определение договора купли-продажи, современного капиталистического общества, наследника СССР.

Договор купли-продажи — это договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определённую денежную сумму (цену) (п. 1. ст. 454 ГК РФ).
Договоры поставки и купли-продажи продукции и товаров являются наиболее распространенными обязательствами в предпринимательской деятельности. Данные договоры охватывают большую часть товарных отношений в финансово-хозяйственной деятельности как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.
Договор купли-продажи является генеральной договорной конструкцией (пункт 1 главы 30 ГК РФ). В главе 30 выделяются виды договора купли-продажи: договор розничной купли-продажи, договор поставки, договор поставки для государственных или муниципальных нужд, договор контрактации, договор энергоснабжения, договор продажи недвижимости, договор продажи предприятия.
Договор купли-продажи создаёт у лиц, подписавших его, взаимные права и обязанности.
Договор купли-продажи является двухсторонним, может быть исключительно консенсуальным.
Продавец может не являться собственником товара.

Так что с точки зрения права и закона, колхозник купил самолет. Хотя и очень запутанно.

Противоречит ли социализму, попытка рабочих и колхозников напрямую управлять производством, посредство перевода денег, минуя государственные органы? Ни в коем случае, с точки зрения социализма, это самая лучшее управление, когда рабочие и крестьяне как класс, напрямую управляют производством минуя государственную бюрократию.

Ведь государство согласно идеям социализма, должно отмирать. То есть входе развития социализма, все эта номенклатура и директора становится не особо и нужны.

Такой такой подход не может нравится государственной номенклатуре, так как любой коллектив рабочих и колхозников, может открыть ларек или мастерскую, без его разрешения. Конечно, что она будут препятствовать своему отмиранию. Налицо мы видим противоречие, государство как классовая система, мешает развитию социализма и все время пытается сформировать новую классовую систему, если старую уничтожают.

Поэтому сейчас и появились "странные социалисты", которые для социализма отрицают самую широкую демократию, так как такая демократия отрицает их любимое государство.

Как вы видим, чемоданы с бабками творили чудеса, что при капитализме, что при социализме, товары сами собой появлялись.

То есть обществом давался дополнительный заказ, на которой в свободное время, собирали дополнительный танк.

Одними из первых с инициативой сбора средств на боевую технику выступили комсомольцы Челябинского абразивного завода Наркомстанкопрома в грозные осенние дни 1941 г., когда бронированные полчища вермахта рвались к Москве. Они предложили начать сбор средств на танковую колонну имени Челябинского комсомола. Этот почин имел всесоюзное значение.
«Комсомольская правда» писала: «Челябинцы сделали заказ на танки! Кто следующий?..» Уже на 25 декабря 1941 г., по данным 44 обкомов, крайкомов, ЦК комсомола союзных республик, было собрано на строительство танковой колонны имени ВЛКСМ 62 690 тыс. рублей52.
К концу 1941 г. в Молотовской области на строительство танковой колонны «Уральский
комсомолец» было внесено 4356 тыс. рублей, на танковую колонну «Комсомолец Алтая» —
3600 тыс. рублей. Массовый сбор средств проводился также на строительство танковых колонн «Горьковский комсомолец», «Красноярский комсомолец», «Кировский комсомолец», «Иркутский комсомолец», «Комсомолец Узбекистана», «Комсомолец Киргизии» и другие.
С такими же названиями были построены эскадрильи самолетов. Комсомольцы и молодежь Челябинской области собрали на строительство танковой колонны «Челябинские колхозники» 30 млн рублей и 15 млн — на строительство боевых
кораблей «Челябинский комсомолец»54. Молодежь Свердловской области в 1941 г. внесла 16,5 млн рублей на строительство танковой колонны «Свердловский колхозник». Танки были изготовлены в свободное от работы время. На вторую танковую колонну «Свердловский комсомолец» в 1942 г. было внесено 10 млн рублей. (ТРУД В ТЫЛУ И ВКЛАД ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ПОБЕДУ)

https://encyclopedia.mil.ru/files/morf/VoV_Vol10_Trud_v_tilu...

А может рабочих заставляли трудится и все деньги себе забирало наглое государство?

Нет, это работало как фонд дополнительной оплаты труда, так как дополнительные деньги рабочим было извлечь маловероятно.

Основную часть доходов рабочих и служащих в военное время составляла заработная
плата, которая устанавливалась централизованно. Как справедливо отмечено исследователями, «на всем протяжении советской истории она сохраняла большое, если не решающее значение в социальной политике власти. Деньги, выделяемые в фонд заработной платы, жестко фиксировались, переброска средств в фонд оплаты труда запрещалась».
Поэтому руководители отраслей и предприятий, строек вынуждены были постоянно
экономить финансовые средства, а часто материальное вознаграждение за труд подменять моральным поощрением. Материальная компенсация за труд включала в себя прямые и косвенные заработки. К первым относились зарплата и премии, ко вторым — сверхурочные, приработки, страховые и прочее (ТРУД В ТЫЛУ И ВКЛАД ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ПОБЕДУ)

То есть получить усиленный паек, рабочим можно было в основном только за счет "частных" заказов. Вот так благодаря "взяточной" системе в СССР появлялись дополнительные танки.

Но если производственные мощности во время войны в СССР были жестко забиты? Как рабочие умудрялись "подрабатывать"(калымить) в дополнительное время?

В 1943 г. в связи с переходом на поточный метод и рационализацией производства рабочий день на отдельных предприятиях был сокращен до обычного, восьмичасового. Но в большинстве отраслей индустрии оставалась 11-часовая смена. Условия войны по-прежнему требовали и сверхурочных работ, которые распространялись и на женщин. А в «штурмовые дни» они распространялись и на подростков, хотя их труд, по положению, ограничивался шестью часами.
Военной цензурой НКВД СССР летом 1943 г. были зарегистрированы десятки писем
иркутских рабочих, адресованных родственникам и знакомым, в которых высказывались жалобы на большие простои на заводах и низкой в связи с этим заработной платой, на дополнительные вычеты. «Насчет работы плохо, стоим на простое, заработки плохие, — говорилось в одном из этих писем. — Все москвичи шатаются по барахолке, загоняют свое барахло, потому что многие не получают зарплату месяца по два, по три, зарабатывают только на налоги и сборы».
На Иркутском авиационном заводе № 39 производственный рабочий по плану должен был
получать 720 рублей в месяц. Фактически же простои привели к значительному снижению
зарплаты: в июле 1943 г. среднему рабочему было начислено 558 рублей, в августе — 544 рубля, в сентябре — 451 рубль, при этом ряд стахановцев в результате простоев недополучил 50% зарплаты. Так, Н. П. Андреев, слесарь шестого разряда, лучший стахановец цеха № 27, в августе 1943 г. выполнил норму на 277% и заработал 1909 рублей, но после вычетов на руки ему выдали 1170 рублей, а в сентябре из-за неполной загрузки выполнил задание на 229%, заработал 1303 рубля, а получил 650 рублей, то есть меньше, чем в августе на 520 рублей.(ТРУД В ТЫЛУ И ВКЛАД ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ПОБЕДУ)

То есть мы видим, что в СССР загруженность предприятий в 1943 году начала падать. Рабочие перестали трудится сверхурочно, предприятия становились незагруженными и мало того, переводились на выпуск гражданской продукции!

В 1943 г. Всесоюзное социалистическое соревнование приобрело новое качество.
В обязательства трудовых коллективов включались пункты о создании из сверхплановой
продукции Особого фонда Главного командования Красной армии. Он предназначался для
решения важных оборонных задач. Только рабочие Урала за этот год изготовили сверх плана и передали Уральскому добровольческому танковому корпусу танки Т-34, орудия, автоматы ППШ, винтовки, карабины, грузовые автомобили, другую технику, а также обмундирование
и снаряжение. А рабочие Куйбышевской области внесли за год в Особый фонд более чем на 300 млн рублей сверхплановой продукции20.
К участникам Всесоюзного соревнования предъявлялись и новые требования: выполнять
не только военные заказы, но и задания по выпуску гражданской продукции, экономить
сырье, материалы, топливо. Особое внимание уделялось борьбе за экономию электроэнергии, что объяснялось прежде всего напряженностью энергетического баланса страны. В ходе Всесоюзного соревнования росло количество стахановцев, многостаночников, совместителей профессий, двухсотников, тысячников. Повышение уровня руководства соревнованием, устранение недостатков, мешавших развитию различных форм творческой инициативы, способствовали эффективности соревнования, мобилизации тружеников тыла на успешное выполнение военно-хозяйственных задач в завершающий период Отечественной войны.
В ноябре 1943 г. с ценной инициативой выступила москвичка бригадир фронтовой
бригады Первого государственного подшипникового завода Е. Г. Барышникова, призвав
с меньшим количеством рабочих дать больше продукции для фронта и страны. Ее бригада
строгальщиц сумела увеличить выпуск оборонной продукции, сократив вдвое свой состав.
О широкой поддержке, которой пользовалось предложение Е. Г. Барышниковой о высвобождении персонала, свидетельствует тот факт, что в феврале 1944 г. по ее методу в СССР трудилось 8 тыс. молодежных бригад. Они высвободили для других участков свыше 37 тыс. человек. Передовая работница Екатерина Барышникова была награждена орденом Ленина, удостоена звания лауреата Сталинской премии21.
Последователи Е. Барышниковой появились во всех регионах страны. В Казахстане перешли на работу по новому методу 690 бригад, высвободив при этом 2064 человека. Лучшая из них — бригада токарей Я. Чемериса с Алма-Атинского завода им. Кирова. Четырнадцать раз ей присуждались первые и вторые места по итогам заводского соревнования22. В 1943 г., следуя примеру Е. Г. Барышниковой, 53 молодежные бригады Туркмении высвободили и передали на другие участки 210 человек.(ТРУД В ТЫЛУ И ВКЛАД ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ПОБЕДУ)

В общем СССР в 1943 году уже выиграл войну, труд постепенно приходил в норму и переводился на гражданскую продукцию (Особенно если есть ленд-лиз, постепенно частично замещающий отечественную военную продукцию). Мало того, разрешения на работу на заводах больше восьми часов уже решался на уровне министерства и там не вполне хорошо могли отнестись к директору, который бы злоупотреблял этими нормативами. Основной усилия по сверхтруду СССР были в 1941 и 1942 году, что вполне объяснимо, когда шла эвакуация предприятий и вся нагрузка ложилась на предприятия, которых не затронул данный процесс, а также на выпуск и освоение оружия, которое до войны считалось абсолютно бесполезным и не нужным, типа противотанковых ружей (враг не дебил, давно перешел на нормальные бронированные танки), автоматов (оружие полицейских-капиталистов), мелкокалиберных пушек ("Прощай Родина" 45-мм) и т.д.

Вывод

Танки и самолеты, которые покупали рабочие и колхозники в СССР, производились заводами сверхплана, как частный заказ и имели коррупционный вид с точки зрения плановой экономики и бюрократии. Но государство поддерживало такую "коррупцию".

Производимые танки и самолеты, заказанные частным образом производились на свободных производственных мощностях в свободное время (сверхурочные), так как после 1943 года начала проявляться недозагруженность производственных мощностей предприятий СССР, из-за открытия множества новых заводов и поставок ленд-лиза. Этот труд щедро оплачивался напрямую ("по стахановски"), поэтому его охотно и с удовольствием брали.

Из-за недозагруженности предприятий СССР во время войны, уже в 1943 году, часть их частично переводили на выпуск гражданской продукции.

Наблюдалась нормализация труда в СССР после 1943 года, возвращение к 8 часовому рабочему дню, из-за чего наблюдалась недовольство рабочих, так как сверхурочные щедро оплачивали, а также недовольство из-за перехода на гражданскую продукцию, так как за нее меньше платили.

Социализм СССР продемонстрировал удивительный абсурдный парадокс, если от войны при капитализме наживались капиталисты, то при социализме рабочие заводов.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded